Строительство, ремонт, дизайн

Любите ли вы снимки деревьев? Возможно, вы захотите начать с фотосъемки природы и заинтересуетесь в фотографировании деревьев. А мы поделимся с вами секретами, как сделать самые лучшие фотографии деревьев.

Фотосъемка деревьев

Фотосъемка природы – возможно, один из наиболее популярных жанров фотографии. Многие фотографы сосредотачиваются на фотосъемке изумительных пейзажей, тогда как есть особая группа фотографов, которым нравится фотографировать деревья. Вы спросите: фотографировать деревья? Да, многие считают, что деревья не представляют интереса для фотосъемки, но они могут и ошибаться. Когда вы прочтете эту статью до конца, узнаете некоторые секреты, которые помогут вам сделать фантастические снимки деревьев.

Фотосъемка деревьев: композиция

Изолируйте объект от других

Дерево величественно само по себе (вспомните сцену с живыми деревьями из «Властелина колец»!). Снято ли оно крупным планом или изолировано от других элементов, оно всегда усиливает впечатление от композиции. Вы скажете, что сложно найти одиноко стоящие деревья, но они могут находиться, например, на окраине леса. Ведь всегда отыщутся одинокие деревья или образующие границу между лесом и поселениями. Также вы можете изолировать свой объект с помощью композиции; воспользуйтесь для этого телеобъективом, который «выделит» дерево.


Ищите интересные фигуры, создаваемые деревьями, и различные ракурсы

Размещение дерева в центре кадра – это скучно. Даже несмотря на то что деревья очень высокие, вы всегда сможете найти интересные композиции и фигуры, образуемые ими. На первый взгляд вы можете не заметить их. Но, формируя кадр с помощью видоискателя, попробуйте всевозможные ракурсы. Это верный способ уловить неуловимые композиции и формы, создаваемые деревьями.


Время и место для фотосъемки деревьев

Подбирайте нужное освещение

Возможно, вы уже слышали об этом от преподавателей по искусству фотографии или на специализированных семинарах, но, как и в случае с любым другим жанром фотографии, освещение может разительно изменить фотографию дерева. В пасмурные дни создается мягкое освещение, что великолепно для фотографирования деревьев. А в яркий солнечный день вы можете запечатлеть контуры деревьев, которые являются значимыми элементами фотографии, придающими ей особый эффект. Если вы находитесь под непрозрачным навесом, поищите участок, где свет проникает сквозь навес; опять же эта игра света может «подарить» очень интересные фотографии. Если же вам сложно захватить в кадр и солнце и дерево, вы можете пойти дальше и сделать из своего снимка HDR-изображение.

Определитесь с временем, местоположением и погодой

В зависимости от того, в какое время вы делаете фотографии, деревья могут выглядеть совершенно по-разному. И при взгляде на фотографию у вас возникнут те или иные чувства в зависимости от времени года или погоды. Фотографирование деревьев в тумане также может придать различные эмоции изображению. Осенние деревья с увядающими листьями, окрашенные в яркие цвета, могут успокаивать или будоражить. Да и само месторасположение деревьев играет значительную роль для фотографии. Дерево в конце извилистой тропинки или в начале пыльной деревенской дороги может вызвать у зрителя стремительный эмоциональный порыв. Дождь выявляет в любой фотографии так много контрастов! И деревья точно также становятся главным элементом композиции, если запечатлеть их в соответствующей обстановке во время дождя.


Советы по фотосъемке деревьев

В заключение дадим несколько советов.


1. Пробовали ли вы снимать деревья с помощью инфракрасных фильтров?
2. Снимаете деревья во время восхода или заката? А как насчет HDR?
3. Деревья великолепны. Фотографируя и людей на переднем плане, вы передадите грандиозный масштаб деревьев и напомните всем о той роли, которую они играют в экосистеме.
4. Чтобы создать больший эффект от композиции, запечатлите на снимках деревьев облака и различные отражения.
5. Решили заняться фотосъемкой деревьев? Почему бы не начать с новогодней елки?
6. Кстати, карликовые деревья – тоже деревья!


7. Возьмите широкоугольный объектив и снимайте крупным планом и с большим углом. Испытайте свой макрообъектив прямо сейчас, сделайте снимок коры дерева.

Люди всегда тянулись к лесам. Там мы нашли продукты питания, строительные материалы и материалы для одежды, а также вдохновение. Есть бесчисленные рассказы о них, о существах, которые там живут, и о тех опасностях, которые скрываются в лесах. Но это еще не вся мифология и древняя история. Умиротворение, приключение, цвет, этот идеальный свет для фотосъемки - все, что вы ищете, вы можете найти в лесу. Вы ищете место, которое предложит вам что-то новое для фотографирования? Давайте посмотрим на возможности, которые эти магические места могут предложить смелому фотографу!

Так что же такое лес?

Однажды студент сказал мне, что нет никакой угрозы для лесов в Финляндии (где я преподавала), потому что там так много деревьев. Это может показаться логическим заключением, но, к сожалению, это не так. Как вам скажут все, кто проводил время в лесах, они намного больше, чем просто совокупность деревьев; каждый лес представляет собой совокупность бесчисленных организмов и взаимодействий. Конечно, деревья являются неотъемлемой частью леса, но все это намного больше.


Без микробов, дождевых червей и растений не было бы богатой питательными веществами почвы для роста деревьев. Без насекомых, птиц и млекопитающих некому было бы распространять семена - без всего остального коллекция деревьев не была бы лесом, это плантация. И это богатство делает леса таким фантастическим местом для фотографии.


Для некоторых людей леса также являются местами для отдыха и создания прекрасных воспоминаний. Вопрос «что такое лес?» может показаться глупым, но ответить на него не так-то просто, как можно было подумать.

Что делать в лесу?

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как все это может быть связано с вами как с фотографом? Что ж, леса предлагают возможности для многих различных видов фотографии, благодаря их уникальному свету, животной и растительной жизни и атмосфере. Природа всегда будет присутствовать на любой фотографии, которую вы сделаете в лесу, но, как вы увидите, она не должна быть единственной. Давайте начнем.


Большая картинка

Самыми очевидными фотографиями, которые можно взять в лесу, являются широкоугольные снимки самого леса. Они дают обзор вида леса, какие виды существ живут там, какое время года, в каком состоянии находится лес, и так далее. Но очевидно не значит скучно. Попытайтесь найти угол, который рассказывает историю, имеет уникальную атмосферу или настроение, или может удивить зрителя. Не нужно просто фотографировать; думайте, планируйте и кадрируйте свою фотографию (как всегда).


Фотографирование деревьев также является довольно очевидной вещью в лесу. Чем дольше человек смотрит на деревья, тем больше у них проявляется личность, и тем более впечатляющими они кажутся. Если какое-то дерево заполоняет вашу фантазию, понаблюдайте за ним, дайте своему воображению свободу, а затем попытайтесь найти способ передать это на фотографии.


Богатая дикая природа - еще одна замечательная вещь, которую леса предлагают нетерпеливым фотографам. Помимо трудности попадания в такую ​​дикую природу (помните, что нужно быть осторожным) еще одна трудность здесь заключается в том, что леса часто довольно темные.

Если вы увидели что-то захватывающее и очень мобильное, не сдерживайте ISO, чтобы вы могли задать наиболее короткую выдержку. В противном случае вы получите просто размытие и разочарование (если только размытие не является тем, к чему вы стремились).


Маленькая картинка

Для тех, кто больше интересуется деталями и богатством жизни в лесу, они являются бесконечным источником сокровищ. В этом масштабе можно найти множество диких животных: мелких млекопитающих, земноводных, насекомых, пауков, червей, рептилий, многоножек и т. д. И это просто животные! Если вы хотите рассмотреть все поближе, ложитесь на мох. Вы найдете потрясающие грибы, интригующие растения, красивые лишайники и да, весь этот мох, на котором вы отдыхаете.

Не забывайте о прекрасных листьях, особенно осенью. Короче говоря, леса великолепны для макросъемки.


Экспериментальная фотография

Если вы действительно не заинтересованы в фотографировании природы, и вас вытащили в вонючий лес, полный кусающих насекомых и других неприятностей, не отчаивайтесь. Для вас тоже найдется занятие.

Леса предлагают отличные возможности для тестирования различных видов экспериментальной фотографии. Обычно условия низкой освещенности и разнообразные декорации хорошо подходят для техник, которые требуют длинных выдержек, таких как ICM (Intentional Camera Movement) это когда вы устанавливаете длинную выдержку, открываете затвор и начинаете двигать камеру вверх-вниз, вправо-влево или по кругу, так же хорошо пойдет и рисование светом. Попробуйте!


Портреты

Наконец, последнее, но не менее важное - леса предоставляют множество возможностей для портретной фотографии. Найти красивый фон не составит труда. Имея терпение, свет, хотя и трудный время от времени, может быть использован в ваших интересах. Возможно, вы сможете создать красивые боке, интересные световые узоры на вашем объекте или просто приятный, рассеянный свет пройдет через верхушки деревьев.

Если у вас нет желаемой модели для фотографирования, не отчаивайтесь - портреты домашних животных также забавны, как и творческие автопортреты.

Дата публикации: 03.01.2017

КАМЕРА. Я снимаю на камеру Nikon D4. И от многих неурядиц в мороз меня защищает именно она. D4 - морозостойкая модель с защитой от влаги, терпимая к перепадам температур. Но, несмотря на это, матрицу камеры (которой в общем-то холод нипочём) может во время замены объектива атаковать снег (с перчаток фотографа, с неба или деревьев, от расшалившихся фотомоделей).

Поэтому всегда:

    Изыскивайте возможность как можно меньше раз менять объективы. Идеальный вариант - надеть на каждую камеру нужный объектив ещё дома. То же относится к флешкам, батарейкам и АКБ. Я заранее планирую съёмку так, чтобы два моих излюбленных объектива - Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G и Nikon AF-S Nikkor 14-24mm f/2.8G ED - менялись как можно реже. Конечно, хочется и таким поснимать, и таким, но я сдерживаюсь: зима - не самое лучшее время «играться со стёклышками». Кадры, которые вам приходят в голову во время съёмки другим объективом, аккуратно складируйте на полочку в голове и доставайте уже тогда, когда «переобуетесь» на другое стекло.

    Перед сменой объектива помещайте камеру в кофр, убедившись, что на вас нет снега. Закрывайте кофр от ветра телом.

    Все операции по замене чего-либо выполняйте только без перчаток, не замерзшими руками.

Важнейшими факторами зимней фотосъёмки являются:

СОЛНЦЕ. Зимние съёмки, если вы дождались ясной погоды, дадут вам прекрасную возможность пользоваться низким положением нашего светила на небе. Оно не даёт теней под глазами. Его можно использовать не только как заполняющий и рисующий, но и как контровой свет. Часто его можно вписывать в кадр, делая ещё одним элементом изображения. Для смягчения теней и подсветки лиц в зимний период мне нравится использовать золотую сторону отражателя. Баланс белого я обычно настраиваю вручную на 3700 градусов Кельвина, что даёт голубоватый оттенок всего фона и естественный цвет лица моделей.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F22, 1/80 с, 16.0 мм экв.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.8, 1/160 с, 24.0 мм экв.

СНЕГ. Он, конечно, может быть просто джеклондоновским Белым Безмолвием, но будет лучше, если вы заставите его помогать вам рассказывать свою историю. Он может мельчайшей пылью неподвижно висеть вокруг главных героев, мягко лезть в кадр, подчёркивать направление и динамику движения, создавать объём и глубину кадра.

ПАР. Популярный голливудский штамп: если герой и героиня объясняются на ночной улице, то, независимо от времени года, у них изо рта идёт пар, который обязательно освещён чем-нибудь контровым, даже если на заднем плане только разгружающие состав с углём негры. Пожалуй, соглашусь с голливудскими операторами - это как минимум красиво. Не собираюсь вас «заштамповывать», но иметь в своей копилке такой выразительный приём очень советую.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.2, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Кстати, пар может идти не только от дыхания главных героев, но подниматься, например, от чашки горячего чая. Пар из выхлопной трубы автомобиля тоже очень романтично смотрится.

Маленький лайфхак. Часто бывает, что пар есть, но его недостаточно, или он быстро исчезает, например, из-за ветра. Облако, похожее на пар, могут давать дезодоранты. Хорошо для этого подходят электронные сигареты (советовать обычные не стану по двум причинам: первая - курение убивает, вторая - сигаретный дым прекрасно узнаётся на большинстве фото, т. к. это всё-таки дым, с характерной фактурой и цветом). Только сразу продумывайте, как замаскировать источник такого «спецэффекта».

ХОЛОД. Да, это тоже важный фактор съёмки. Я хотела с него начать, но решила, что после зловещих намёков на коварных дельфинов надо немного ослабить давление на читателя, а то, пожалуй, он может расстроиться и закрыть эту статью. Но теперь пришло время узнать вам страшную правду: больше половины возможностей съёмки во время зимней фотосессии не реализуются по причине холода.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Его жертвами обычно становятся:

РУКИ. В особенности пальцы фотографа. О каком творчестве может идти речь, если вашим пальцам некомфортно? О да, вы стойко будете терпеть все тяготы и лишения, не сомневаюсь, но время на настройку камеры вы будете тратить ощутимо больше. И очень скоро животрепещущие вопросы - менять или не менять объектив, фокусное расстояние, другие параметры съёмки, подсказать движением позу для позирующего - будут решаться в пользу «оставить всё как есть». Потом всплывает ещё одно гениальное решение - «в фотошопе поправим». И всё, можно отправляться домой. В соцсетях обычно после этого появляется селфик с телефона и месседж «скоро выложим результаты фотосессии в снегу, было суперпозитивно», но… (см. выше). Поэтому защищайте свои руки тёплыми перчатками, в которых вам будет удобно пользоваться техникой. Обязательны тёплые и глубокие карманы на одежде: аппаратура во время переноски висит на теле и не нуждается в руках. Отлично помогают химические грелки для рыбаков и охотников.

ОПТИКА. Её холод часто атакует с помощью запотевания (достаточно занести хорошо остывший объектив в тёплое помещение), а оптику слишком расслабленной жертвы - ещё и изморозью (это если вы запотевший объектив вынесете обратно на холод). Так же коварно изморозь может атаковать видоискатель, на который попадёт дыхание фотографа. Не то чтобы критично, особенно в условиях чёткой работы автофокуса, но удовольствия от работы ощутимо поубавится, так что не разговаривайте, слегка отстранив камеру от лица. К тому же это невежливо.

Так как я пользуюсь камерой Nikon, я помню, что сам по себе холод не причинит ей сколько-нибудь значимого вреда. Но не спешите при каждой возможности протискиваться поближе в натопленную бытовку и протягивать в огню драгоценную «тушку». Поставить кофр с техникой на батарею - тоже плохая идея. Опасны перепады с холода в тепло, а не сам холод. Техника, помещённая в хороший, плотный кофр, сама правильно остынет или отогреется.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/8000 с, 17.0 мм экв.

ФОТОМОДЕЛИ. Это излюбленные жертвы холода. У меня такое ощущение, что примерно половина моих моделей - иностранцы из какой-то жаркой страны, которые думали, что русская зима - это как в Италии, только со снегом, который точно тополиный пух, но лучше, потому что от него не чихают. И вот на съёмке они узнают, что, оказывается, туфли и джинсы не подходят к таким условиям. Не бойтесь показаться занудой. Скажите, повторите, напомните и перепроверьте - одеваться нужно очень-очень тепло. Им придётся переодеваться, застывать, поворачиваться к ветру, обсыпаться снегом, валяться в нём и прочее. Ведь мы говорим о фотосессии, а не просто о паре кадров «я и лес на заднем плане». В общем, практически всё, что они будут делать, приводит к усиленной потере тепла, которое придётся восстанавливать.

NIKON D4 / Zeiss Planar T* 1.4/50 ZF.2 УСТАНОВКИ: ISO 250, F14, 1/1600 с, 50.0 мм экв.

Я очень люблю, когда модели двигаются. Чем больше движения, тем больше интересных и динамичных кадров. Даже если что-то не получается - это всё равно весело и обычно согревает. Приводить моделей в движение я предпочитаю без давления. Нам не дано, не зная человека хорошо, угадать его моторику, нюансы мимики и жестикуляции. Дайте ему подвигаться, лишь немного подсказывая, что, на ваш взгляд, получается особенно удачно, и выражая восхищение сделанными кадрами. Пусть человек расслабится, не смотрите на него взглядом члена приёмной комиссии в актёрском училище. Если он перед вами - значит, вы уже согласились с ним работать.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Иногда, чтобы ободрить моделей, я показываю им парочку удачных снимков. Они поверят в свои силы и поймут то, что я стараюсь поймать. Но каждый кадр показывать категорически не советую. На это уходит много времени. Да и не факт, что все кадры в итоге получатся и вы сможете потом распечатать анонсированное.

Заранее продумайте фотосессию, её идею, стиль. Времена, когда фотографа звали на съёмку только потому, что у него есть фотоаппарат (и была некоторая надежда, что он умеет им пользоваться), давно прошли. Фотограф - это стилист, идейный вдохновитель, режиссёр, художник по свету и многое другое. Хорошая камера позволяет максимально довериться технике и больше внимания уделять происходящему на съёмочной площадке. Вот и уделяйте! Работайте не просто настройщиком выдержки и диафрагмы, а творите. Как обычно, но с учётом вышеперечисленных «зимних» факторов.

Зимой особенно важны заранее продуманные мизансцены. Повторюсь, обычно климатические условия не располагают к долгим творческим поискам на пленэре, и хотя бы примерную направленность и динамику вы должны себе представлять. «Мы придём в лес и будем фотографироваться» - это не план. Для меня идеальный план зимней фотосессии состоит из нескольких частей, и всегда есть возможность дать моделям и себе немного отогреться в машинах за чашечкой горячего чая.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2, 1/3200 с, 85.0 мм экв.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F22, 1/500 с, 14.0 мм экв.

Содержание статьи

Современная качественная фотография – это не просто статическое изображение какого-нибудь объекта. Фотохудожники возвели фотографию в ранг настоящего искусства. Для этого они трудятся над каждым сюжетом. Необходимо правильно выбрать фон, подгадать с освещением и подобрать содержательный сюжет. Также немаловажную роль имеет правильный выбор эффектной позы для фотосессии на природе – в поле, у реки и, конечно же, в лесу.

Самые удачные позы

Любая фотосессия должна не только доставлять довольствие, а также гарантировать прекрасный результат. Особенно важно подойти грамотно к фотосессии в лесу. Следует предварительно продумать самые подходящие позы, которые смогут помочь раскрыть и красоту модели, и красоту окружающей её природы. При этом модель должна быть полностью раскрепощена, изображая максимальный комфорт. В настоящее время у профессиональных фотографов накопилось очень много идей удачной фотосессии в лесу.

На природе важно подыскать подходящий натуральный реквизит и удачно обыграть его: спрятаться за деревом, утонуть в высокой траве, облокотиться о корягу или встать на фоне молодых деревьев. Даже не так важно, какое место выбрано для фотосесии, главное – это естественность модели и ощущение свободы.

Для того чтобы организовать удачную лесную фотосесиию, вначале стоит найти подхлдящий вид: у живописного пня, у поваленного дерева или у лесного ручейка. А если вы хотите, чтобы фотографии выглядели по настоящему сказочными, можно захватить с собой драпировочную ткань и ветродуй. Также в лесу можно снять обувь и позировать босиком на траве или мху. А можно сплести красивый венок из цветов для того, чтобы получить образ романтичной нимфы, вышедшей из лесной чащи. Можете вплести в волосы цветы, которые попадутся на вашем пути. И обязательно делайте больше снимков, ведь вы не знаете, какой из них, в конечном счёте, выйдет самым удачным.

Чтобы выбрать наилучшую позу, необходимо включить всё своё воображение. Вы можете побегать по траве, попрыгать между деревьями, посидеть или полежать на земле, отдыхая душой и телом. Ведь небезосновательно считается, что самые удачные фотографии получатся, когда модель ведет себя естественно. Чтобы получить наилучшие естественные снимки на природе, фотографируйтесь ранним утром или на закате. Однако, для того, чтобы не превратить свою фотосессию в пытку, вам обязательно нужно будет воспользоваться средством от комаров и других насекомых.

Говоря о нарядах для фотосесии на природе, следует отметить, что лучше всего будет выглядеть или . Такая одежда способна добавить вам женственности. В лесу даже сама атмосфера способствует тому, чтобы вы расслабились, тут царит покой и умиротворённость: поют птички, лёгкий ветерок перебирает листву. Еще одним преимуществом фотосесии на природе является то, что не нужно использовать большое количество косметики, а можно и вовсе отказаться от неё. Ведь в естественности скрыта женская красота.

Среди самых удачных поз для фотосесии на природе является та, на которой модель стоит, прислонившись к дереву. При этом у неё распущены волосы. Такие снимки будут особенно колоритными. Хотя сюжет далеко не оригинальный. Для золотоволосых блондинок лучше всего фотографироваться около золотой берёзы осенью.

Хороший снимок может получиться, когда девушка одной рукой гладит ствол дерева, откидывая волосы назад другой рукой и глядя в камеру вполоборота. Этот сюжет будет очень кокетливым.

Прекрасно будет выглядеть девушка на поваленном дереве. Поза модели при этом выбирается в зависимости от того, на каком расстоянии находится этот ствол от земли. Девушка может откинуться назад в позе полулёжа и опереться рукой о ствол, втянув ноги немного вперёд. При этом её голова может быть кокетливо запрокинута назад, а свободной рукой можно прикрываться от солнца. На таком снимке также прекрасно будут выглядеть .
Если поваленное дерево находится достаточно высоко, и ноги модели не достают до земли, она может опереться о ствол двумя руками и беззаботно поболтать ногами, при этом немного наклонив голову к плечу.

Натурально будут выглядеть снимки, на которых модель, раскинув руки, лежит в траве. Либо в такой же позе заложит руки за голову и слегка прищурит глаза, а может просто сделает козырёк и будет прикрываться рукой от солнца. Будут прекрасно в таком снимке смотреться цветы или надетый на головы венок. Романтика таким снимкам обеспечена.

Существует масса вариантов для фотосессии в лесу. Однако самыми лучшими всегда являются не постановочные, а непринуждённые и естественные снимки. Поэтому рекомендуем вам просто расслабиться и получать удовольствие от общения с природой. И тогда прекрасное настроение модели смогут удачно подчеркнуть и деревья, и цветы, и даже бабочки.










"Вот и снова грибная пора..." - этими словами начинается замечательная песня Олега Митяева, или же я начну эту статью. Лето клонится к закату, но сезон пейзажной фотографии только начал набирать обороты. Конец лета примечателен для фотографов следующими вещами.

  • Солнце стало вставать на час-два позже, чем в июне. Это дает шанс чуть лучше выспаться при съемке ранним утром (мы ведь знаем, что самые красивые фотографии получаются ранним утром!)
  • Из-за более резкого перепада температуры воздуха между дневным и ночным временем на часто по утрам стал появляться туман. О его роли в пейзажной фотографии было сказано уже немало слов в публикациях этого сайта.
  • Исчезли комары и мошки - эти зловредные насекомые, которые грызут фотографа за руки и уши, тем самым нарушая его внутренний покой, ползают по объективу и портят этим самым изначально гениальные кадры и, даже иногда умудряются заползти внутрь камеры во время смены объектива - такая наглость не лезет вообще ни в какие рамки! :)

А скоро настанет золотая осень и множество фотолюбителей отправятся в леса и парки фотографировать эту самую золотую осень. Поэтому, темой сегодняшнего разговора будет съемка лесного пейзажа.

Возможно, вы уже неоднократно сталкивались с такой проблемой - когда гуляешь по лесу, красота неописуемая! Всю эту красоту фотографируешь, приходишь домой, начинаешь смотреть фотографии и... 99% из них сразу идут в мусорную корзину! То что вживую казалось объемным и выразительным, на фотографии выглядит бесформенным аляпистым "месивом"!

Согласитесь, жалкое зрелище! А в лесу было действительно красиво. В чем же дело?

Объяснение простое. Мы смотрим на картинку двумя глазами и видим ее объемной, трехмерной. А теперь, попробуйте закрыть рукой один глаз - сразу весь объем исчезает и мы только по косвенным признакам можем догадываться, какое расстояние до того или иного объекта. Так вот фотоаппарат видит одним "глазом", то есть объективом. В пейзаже на открытой местности передать объем помогает боковой или контровой свет, четкое разделение планов, чередование света и тени, изменение цвета и характера освещения объектов на переднем и заднем плане (тональная, воздушная перспектива), а также относительно небольшое количество объектов.

Когда мы фотографируем в густом лесу, в кадре присутствует большое количество объектов на разных планах, которые перекрывают друг друга. Даже если используется боковое освещение, передать объем на фотографии в таких условиях очень сложно.

Как фотографировать в лесу и при этом сохранить передачу объема?

Самое главное - не снимайте в самой чащобе! Лучшее место для съемок - край леса, где свет солнца спокойно проходит до самой земли.

В первую очередь, вспоминаем, какие условия должны быть соблюдены, чтобы придать пейзажной фотографии нужную "глубину" пространства.

1. Освещение. Фронтального освещения (когда солнце у нас за спиной и освещает пейзаж "в лоб") следует избегать любыми способами - свет должен ложиться либо сбоку, либо во встречном направлении. При этом тени от деревьев создадут дополнительный диагональный рисунок, который сделает композицию более динамичной и придадут фотографии ярко выраженную перспективу.

Проблема, которую приходится решать, фотографируя лесной пейзаж в контровом освещении - это проблема катастрофической нехватки динамического диапазона. Из-за большой разницы в яркости объектов почти наверняка гарантировано появление выбеленного до дыр неба (что, собственно, и наблюдается на приведенном выше примере) и черных как уголь теней. Одним кадром обойтись практически никогда не получается - приходится делать брекетинг экспозиции и потом склеивать полученную серию фотографий в HDR-изображение. Но все равно, результат такой обработки далеко не всегда получается хорошим. Для перестраховки лучше делать "вилку" не из трех, а из пяти снимков, но это вносит дополнительные сложности в процесс съемки - если 3 кадра можно сделать серией в режиме AEB (Auto Exposure Bracketing), не прибегая к помощи штатива, то для съемки 5 кадров придется повозиться с ручным режимом, поставив аппарат на треногу.

2. Линейная перспектива. Уходящая вдаль лесная дорожка придаст фотографии гораздо больше глубины, нежели просто зеленая трава или ковер из листьев.

Лучше, если тропинка уходит не по прямой линии, а немного петляет, идет зигзагом. Благодаря этому композиция будет более интересная, внутренняя динамика фото многократно возрастет. Надо сказать, сюжет "уходящая вдаль лесная тропинка" избит и затаскан до дыр. Тем не менее, это лучше, чем просто сфотографировать "в чащу".

3. Воздушная перспектива , если кто не знает, заключается в изменении видимости объекта по мере удаления от него. Средством реализации воздушной перспективы является сильный дождь, снег и туман - объекты на переднем плане четко различимые, на заднем видны только силуэты, и то далеко не всегда.

Туман в густом лесу встречается нечасто (гораздо реже, чем, скажем, над рекой). Тем не менее, если у вас есть "знакомый " лесок на берегу реки, то вполне возможно, ранним утром получится увидеть его в тумане.

При съемке леса в тумане обязательно попробуйте комбинацию воздушной перспективы и контрового освещения! Солнечный свет, проходящий через кроны деревьев распадается на множество одиночных лучиков, которые замечательно смотрятся на фотографии.

Лес при этом должен быть слишком густым, иначе, "солнечная корона" либо не получится совсем, либо будет не такой выразительной.

Как быть, если есть туман, но нет солнца? Такие условия бывают в пасмурную влажную погоду, чаще всего утром, но иногда и вечером. Попробуйте комбинировать воздушную перспективу с малой ГРИП (снимайте пейзаж с увеличенным фокусным расстоянием и максимально открытой диафрагмой)

Данная фотография была сделана пасмурным туманным вечером с объективом Canon EF 50mm f/1.8 II, диафрагма была выбрана 1.8. Небольшое размытие заднего плана замечательно дополнило туман и позволило отчетливо передать объем. Естественно, для получения таких снимков желательна светосильная оптика, на которой можно диафрагму открыть до 2 и сильнее, иначе размытие будет не очень заметно.

Такой же эффект можно получить не в туманную, а в дождливую погоду (следует при этом обеспечить защиту техники от дождя). Важно, чтобы фотография делалась с очень длинной выдержкой и открытой диафрагмой. Очевидно, для этого понадобится нейтральный фильтр большой плотности. Кстати, два поляризационных фильтра, навинченные один на другой дадут эффект нейтрального фильтра переменной плотности - вы сами сможете регулировать светопропускание, сохраняя один фильтр неподвижным, второй поворачивая. Главное - не свинчивать фильтры между собой крепко, иначе они контрятся друг с другом насечками на кольцах и развинтить их будет намного сложнее - проверено на собственном опыте:)

"Обычные" условия съемок - "обычный" результат

Как вы уже заметили, все рассмотренные выше примеры фотографий были сделаны либо в утреннее, либо в вечернее время. А что же днем? Да, в общем, ничего особо достопримечательного. В "обычных" условиях съемки получаются "обычные" фотографии, какая бы техника не оказалась в ваших руках.

Из-за большого контраста в солнечный день трава и стволы деревьев (особенно берез) часто получаются пересвеченными. Если ввести отрицательную экспокоррекцию (примерно -1EV), это спасет от пересвета, но сделает тени очень резкими и чрезмерно темными.

В пасмурный день разница в освещении между землей и небом еще значительнее. В этом случае, если в кадр попадает небо, оно наверняка провалится в белизну. Экспокоррекция ни к чему хорошему не приводит - даже если мы сможем вывести небо из белизны, оно станет серым и невзрачным, передний же план станет еще более темным и унылым.

Избегайте шаблонов!

Под шаблонами подразумеваются наиболее "типовые" композиции, которые снимают все и вся - интернет буквально завален уходящими вдаль лесными дорожками, верхушками деревьев на фоне неба, веточками, ягодами и цветочками на фоне леса. Какие бы восторженные ахи не вызывали фотографии белых грибов у ваших друзей и коллег, художественная ценность этих снимков не распространяется дальше семейного альбома или странички Вконтакте - зрители восхищаются не самой фотографией, а только объектом на фотографии (работа фотографа в этом случае оценивается в последнюю очередь).

Фотографируя лес, старайтесь не обрезать стволы деревьев! Подобные снимки выглядят куце и незакончено.

Обилие вертикальных объектов при полном отсутствии горизонтальных и диагональных обедняет композицию. Однако, при помощи телеобъектива можно попытаться поймать пространственный ритм:

Подобные снимки, хоть и не блещут новизной идеи, тем не менее, на них есть ритм и объем. Ритм задается чередованием стволов (желательно, чтобы они были светлыми), объем - за счет бокового освещения, подчеркивающего форму стволов и малой ГРИП.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: